
Когда слышишь ?искусственная кожаная куртка?, у многих сразу возникает образ чего-то дешёвого, скрипучего, с химическим запахом. Это, пожалуй, самый живучий стереотип. На деле же, всё упирается в конкретный материал, технологию и, что важно, в понимание, для какого рынка и сезона эту вещь делают. Я много лет работаю с поставками готовой одежды, в том числе и верхней, для российского рынка через нашу компанию ООО Сямынь Цзиньши Импорт Экспорт (https://www.jinshi.ru), и могу сказать: разница между удачным и провальным изделием из искусственной кожи часто кроется в деталях, которые на первый взгляд неочевидны.
Термин ?экокожа? стал модным, но очень размытым. Поставщики из Азии, с которыми мы сотрудничаем на производстве, часто используют его для любого полиуретанового покрытия на тканевой основе. Но здесь есть нюанс: основа. Дешёвый вариант — это обычная полиэфирная сетка. Она даёт жёсткость, плохо дышит и на морозе может буквально ?встать колом?. Более дорогой и качественный вариант — основа из хлопка или микроволокна (микрофибры). Такая искусственная кожаная куртка будет мягче, лучше сидеть по фигуре и иметь хоть какие-то дышащие свойства.
Одна из наших первых крупных партий, лет семь назад, как раз наткнулась на эту проблему. Заказали у нового фабриканта стильные куртки по хорошей цене. Материал на ощупь в офисе был приятным. Но когда товар пришёл в Россию и попал на витрины в ноябре, посыпались жалобы: после пары часов на улице при -5 куртка становилась жёсткой, на сгибах локтей и в районе пуговиц появлялись белые потёртости — трескалось именно это самое ПУ-покрытие. Фабрика, конечно, ссылалась на неправильную эксплуатацию. А причина была в экономии на основе и в толщине полимерного слоя. Пришлось учиться на своих ошибках.
Сейчас, формируя заказ для нашего портфеля на jinshi.ru, мы обязательно запрашиваем у фабрики не просто сертификат, а технические данные: состав основы, плотность (в граммах на кв. метр), толщину полиуретанового покрытия в микронах, наличие мембраны или подкладки. Без этих цифр разговор о качестве просто не начинается.
Часто дизайнеры, особенно работающие над демисезонными моделями, фокусируются на внешнем виде материала, забывая про внутренности. А для покупателя это критически важно. Искусственная кожа сама по себе не греет и плохо пропускает влагу. Если подкладка сделана из дешёвой скользкой полиэстеровой ткани, куртка будет электризоваться, а тело — потеть даже при небольшой физической активности.
Мы для осенне-весенней линейки теперь почти всегда используем подкладку из вискозной саржи или смесовой ткани с хлопком. Она приятнее к телу. Для зимних моделей, где нужен утеплитель, история отдельная. Синтепон — это самый бюджетный и недолговечный вариант. Он сбивается после нескольких стирок. Холлофайбер или изософт — уже лучше. Но тут важно смотреть на плотность утеплителя (например, 150 г/кв.м или 200 г/кв.м) и на технологию прошивки. Качественная куртка должна иметь канальную стёжку или хотя бы частую квартиру, чтобы утеплитель не мигрировал.
Был у нас опыт с очень стильной удлинённой искусственной кожаной курткой на синтепоне 120 г. Выглядела отлично. Но после сезона продаж получили фотографии от клиентов: утеплитель в области спины и на рукавах слежался в комки. Оказалось, фабрика сэкономила на стёжке, сделав слишком большие ?карманы? для наполнителя. Теперь это обязательный пункт проверки в техзадании.
Молнии, кнопки, пуговицы — это точки повышенного износа. На дешёвой искусственной коже, которая по сути является тканым материалом с покрытием, края часто осыпаются, особенно в местах втачивания молнии. Поэтому важно, чтобы швы были хорошо проклеены или обработаны оверлоком. Молнии лучше ставить металлические или крупнозубые пластиковые типа YKK. Мелкие пластиковые бегунки на пуховиках или куртках с подкладом постоянно заедают.
Ещё один момент — воротник и манжеты. Часто их делают из того же основного материала, но это не всегда практично. Искусственная кожа на воротнике может натирать шею, а на манжетах быстро пачкаться и лосниться. Удачное решение, которое мы подсмотрели у одного из наших партнёров по производству и теперь иногда применяем — отделка воротника и манжет трикотажной резинкой или мягким флисом. Это решает проблему комфорта и добавляет дизайнерскую изюминку.
Конструкция рукава тоже важна. Если он слишком узкий и прямой, в такой куртке будет неудобно двигаться. Хорошая фабрика всегда закладывает небольшую функциональную складку или эластичную вставку в области плеча. Это, казалось бы, мелочь, но она сильно влияет на восприятие вещи как качественной.
Об этом редко пишут в блогах, но для импортёра это головная боль. Искусственная кожа, особенно тонкая, подвержена заломам и склейке. Если куртки плотно упакованы в полиэтилен и долго едут в контейнере, а потом попадают на склад с перепадами температуры, материал на сгибах может ?привариться? к себе подобному или к подкладке. При вскрытии пачки получаешь ужасные белые полосы, которые почти не убрать.
Мы с этим столкнулись, когда принимали первую прямую поставку морем для ООО Сямынь Цзиньши Импорт Экспорт. Пришлось срочно на месте, на складе, распаковывать все коробки и развешивать товар на плечики. Теперь в контракте с фабрикой прописываем условие о прокладке тонкой бумаги или пергамента между изделиями и о запрете на плотную вакуумную упаковку для таких материалов.
Хранение на нашем складе, откуда идёт отгрузка для сайта jinshi.ru, тоже имеет свои правила. Нельзя складывать такие куртки стопкой. Только на вешалках, в чехлах и в помещении с контролируемой влажностью. Иначе на прилавок они попадут уже с дефектами.
Сейчас тренд на осознанное потребление работает и в сегменте искусственной кожи. Покупатель, особенно в крупных городах, уже не хочет просто дешёвую альтернативу. Он ищет технологичность, интересный дизайн и этичность. Поэтому мы всё чаще делаем ставку не на ?аналог кожи?, а на позиционирование материала как современного, технологичного, за которым стоит разработка.
Например, хороший отклик получают модели, где мы прямо в описании на сайте указываем: ?ПУ-покрытие на микрофибровой основе с веган-сертификацией? или ?материал с вощёным эффектом, устойчивый к влаге?. Это работает. Ценник, конечно, выше, чем на простой ?кожзам?, но и срок службы вещи, и её вид совершенно другие.
Итог моего опыта прост: искусственная кожаная куртка — это не синоним низкого качества. Это целый класс изделий с огромным разбросом по свойствам и цене. Задача компании-импортёра, такой как наша, — не просто привезти товар, а разобраться в этих слоях, выбрать правильного производителя, который не экономит на основе и фурнитуре, и грамотно донести преимущества конкретной модели до конечного покупателя. Это кропотливая работа с техзаданиями, постоянные выезды на фабрики для контроля образцов и жёсткий входной контроль. Только тогда продукт будет жить дольше одного сезона и создавать репутацию, а не проблемы.